история Рождества|история Нового года|всё о елке|исторические корни Деда Мороза|образ Деда Мороза|коллеги Дела Мороза|что дарят на Новый Год|национальные традиции
В Испании и Португалии широко распространен такой обычай - изготовлять на рождественские праздники своеобразные "ясли", называемые belen (от слова Бетлеем - Вифлеем). Это небольшие макеты в особых застекленных ящиках, изображающие сцену из евангельского рассказа о рождении Иисуса. В деревнях их обычно мастерят дети из дерева, бумаги, глины, стекла; в городах - продают в магазинах, на праздничных базарах и ярмарках. Сцена обычно изображает пещеру, где в яслях лежит младенец, а над ним богородица, Иосиф, тут же бык, осел, ангел и пришедшие поклониться новорожденному пастухи. Фигурки для этих макетов (их называют в Испании nacimientos, в Каталонии - pessebres, в Португалии - presepios; ср. итальянские presepe) продаются на ярмарках и поодиночке, и целыми комплектами, вместе с ящиками; иногда они даже освещены электрическими лампочками, иногда движутся.
Существует множество вариаций: пастухи часто заменяются "королями" (Гаспар, Мельчор, Бальтазар), один из них изображен стариком, другой - молодым, третий - негром. Местами, например, в Португалии - персонажи яслей одеты в современную крестьянскую одежду (как южнофранцузские "сантоны").
Обычай сооружать рождественские ясли распространен, как известно, во многих католических странах Европы, но, быть может, нигде он не получил такого массового выражения, как в Испании и Португалии. Изготовление и продажа "беленов" и фигурок к ним - целая отрасль индустрии, весьма доходная. Однако не совсем ясен вопрос о происхождении этого обычая. Сюжет яслей чисто христианский. Есть легенда, что обычай устраивать ясли введен Франциском Ассизским (конец XII - начало XIII в.) или его последователями, монахами-францисканцами. Очень вероятно, что кукольные ясли заменили собой прежние церковные мистерии, где евангельские сцены разыгрывались живыми актерами. Когда церковные власти начали запрещать эти спектакли, их сменили белены. Но неясно, не существовало ли что-то подобное кукольным представлениям еще в дохристианские времена?
Во многих местностях крестьяне верят, что души умерших родственников участвуют в праздничной трапезе; для них оставляют за столом пустые приборы; считается, что хозяева не должны покидать дома, ибо надо встретить души покойников; оставляют горящий огонь на очаге, чтобы покойники могли разогреть себе еду. В Португалии принято оставлять после трапезы накрытый стол для умерших и остатки кушаний. По народным верованиям, души умерших появляются в виде мерцающих огоньков. Но отношение живых к ним двойственное: их и почитают, стараются накормить, и в то же время боятся.
В провинции Минью (Португалия) есть поверье, что души умерших приходят, только если не читать особых молитв для успокоения их в могилах: значит, смотрят на них как на нежелательных гостей. Подобные поверья и обычаи распространены очень широко.
Есть еще одна группа обычаев, характерная для испанцев и португальцев, да и вообще для европейских народов,- это обычаи, связанные с огнем, и, в частности, возжигание большого полена на очаге. Но в отличие от других стран в Испании и Португалии это полено не жгут непрерывно все дни святок, а лишь обжигают его рождественским пламенем и вынимают. Его потом хранят, верят в его чудодейственную силу, и зажигают в разных трудных для семьи обстоятельствах. У португальцев эти святочные головешки хранятся и зажигаются потом во время грозы; видимо, чтобы обезопасить дом от удара молнии ".
Кроме рождественского полена во многих местностях на рождество и Новый год зажигают огромные костры, и молодые парни прыгают через них. Такой обрядовый огонь называется lumbre nuevo ("новый огонь"). И еще один магический обряд, исполняемый на рождество и опять-таки знакомый другим народам - после трапезы, вечером, хозяева и гости идут во фруктовый сад, бросают камни в деревья и притворно угрожают срубить их как негодные; гости уговаривают хозяина пощадить дерево, обещая за него дать хороший урожай плодов, и хозяин с угрозой уступает
Обычай украшать и зажигать рождественскую елку лишь недавно стал известен в Испании и Португалии, и то только в городах. Обычай этот - немецкого происхождения; в Испании так и называют рождественскую елку аrbol germanico (немецкое дерево). В скотоводческих районах Испании празднование рождества отличается некоторыми характерными обычаями. Католическое духовенство объясняет эти особенности тем, что именно пастухи-скотоводы, по рассказу евангелия от Луки, первыми узнали о рождении Иисуса Христа и первыми пришли поклониться ему. В сочельник перед вечером пастухи запирают весь свой скот в загоны и поручают охрану его св. Антонию, а сами же спешат в поселок, чтобы чествовать "Nochebuena".
Первого января отмечается Новый год (по-испански - Ano nuevo, по-португальски и по-галисийски - Ano novo). Новогодняя ночь (Noche vieja, Noite veilha) справляется в городах и селах по-разному. Горожане любят проводить эту ночь на улице, в гуляньях, танцах. Когда городские часы пробьют полночь, начинаются взаимные поздравления, пожелания счастья, обмен подарками. Бывают и процессии "великанов". Дома у каждого заготовлен обильный по возможности ужин. Утром идут в церковь, потом опять угощаются.
Деревенская молодежь в новогоднюю ночь ходит по домам, распевая новогодние песни; песни эти называются aninovo, anibon, у португальцев - janeiras ("январи"). Ходят в причудливых нарядах и масках, обычно под предводительством "старика" и "старухи". В Галисии, в провинции Понтеведра, эти предводители ряженых ходят с метлами и выметают всю нечисть, накопившуюся за старый год.
Фигуры "старика" и "старухи" иногда делают из соломы, одевают в лохмотья; их с песнями и со смехом таскают по всему поселку и в заключение торжественно сжигают. Это сжигание - символическое уничтожение старого года со всеми его неприятностями. В северных провинциях Испании, где этот обычай сожжения старого года сохранился до наших дней, сжигают и другие чучела, одетые в мужские и женские тряпичные платья. Перед этим их тоже таскают с шумом и смехом по деревне. Девушки обычно таскают мужские чучела, а парни - женские, отпуская соответствующие шутки.
Еще более выразительные черты эротического культа несет на себе один из новогодних обычаев, соблюдающийся и теперь во многих деревнях Испании, хотя теперь уже в шуточной форме: "estrechos" (в Астурии - "devotos")- заключение фиктивных браков. Под Новый год девушки и парни всей деревни тянут жребий - бумажки с именами односельчан обоего пола. Парни таким образом получают "невест", девушки - "женихов". Кое-где, например в округе Оренсе, эта процедура проделывается перед кострами у церковной паперти. Образовавшиеся брачные пары считаются до самого конца святок влюблен-ными, и и ведут себя соответствующе.
В Барселоне, в Мадриде еще недавно в новогоднюю ночь продавали билетики с именами гостей обоего пола и потом соединяли их парами наобум: получались "женихи" и "невесты" на весь вечер. На следующее утро "жених" должен был прийти к своей "невесте" с визитом и подарком - цветами, конфетами. Иногда молодые люди подстраивали дело так, чтобы получить в "невесты" любимую девушку, и дело кончалось настоящим браком. Очень вероятно, что здесь - следы древнего, вполне серьезного брачного обычая, когда браки заключались под строгим контролем общины.
Некоторые новогодние обряды связаны с виноградарством , особенно развитым в южных провинциях - Андалусия, Херес. Виноградная гроздь - средоточие разных поверий: кто ест виноград на Новый год, будет с деньгами весь год; виноградинка, съеденная в 1 день Нового Года, отгоняет нечистую силу; когда часы на Новый год бьют полночь, надо в такт каждому удару проглотить по виноградинке; если хранить целый год гроздь черного винограда, будешь при деньгах.